- Nota Bene /
- Центр весны - Саратов
Центр весны - Саратов
Удивительно, но небесная канцелярия ошутимо поддерживает саратовский фестиваль поэзии «Центр весны» – во всяком случае, в фестивальные дни в Саратове стояла теплынь, наливались цветом деревья, а в Институте филологии и журналистики СГУ, где проходили фестивальные события, кружились цветные стайки студентов. Некоторые залетали в аудитории. Меж тем разговор шёл о поэзии. как об учебной дисциплине. Во всяком случае, книга, которая была представлена слушателям автором её идеи, доктором филологических наук Наталией Азаровой называлась «Поэзия», с подзаголовком – учебник. Открыв книгу мы узнаём, что учебник предназначен « для старших классов школы ( гуманитарных классов или гимназий и лицеев), им можно пользоваться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка». Итак, учебник «Поэзия». Можно ли, в самом деле, научить поэзии (при том, что «воспитание чувств». в "школах и лицеях" сведено к нулю, а знание литературы дисквалифицировано до уровня тестов)? Ведь дело же не в теории, которая позволяет сколько угодно говорить, но ничего не сказать о поэзии. Так, в одном из своих эссе О.Мандельштам писал: « уже во Франции школьное обучение стихотворчеству нелепо, потому что оно имеет смысл только там, где существует веками неподвижная общепризнанная поэтическая манера: система просодии, как например, в древней Греции. Не только русский, но и европейский стих переживает сейчас коренную ломку, поэтому школа, не имея перед глазами увековеченного и прославленного образца, будет поставлена в затруднение, чему учить, и, в лучшем случае, даст лишь подражателей отдельным и случайным поэтам.» Собственно, в этой цитате может заключаться суть возражений по отношению к попыткам «научить поэзии» - и в наши дни. И всё же, если исключить школярский подход , можно говорить о навыке понимания поэтического языка . который почему-то подразумевается по умолчанию. Хотя на самом деле - здесь нужно умение, как, например, в овладении языком программирования. Если вернуться к эссе О.Мандельштама, далее он пишет о «всенародной общепринятой манере», которая «просто грамота. Грамоте же можно учить»
Так или иначе, попытки «научить» поэзии продолжают оставаться неоднозначным и противоречивым занятием как в прошлом, так и в нынешнем веке, и в этом отношении учебник «Поэзия» –интересный прецедент, позволяющий осваивать эту ситуацию дальше.
Кстати говоря, об опыте понимания поэзии хорошо рассказал поэт Виталий Кальпиди – (его творческий вечер прошёл на следующий день) по его мнению, важно понять, что есть «свои» и «чужие» поэты. Так вот, именно «свой» поэт может служить проводником к пониманию стихов. Его стихи – своеобразные «очки» для восприятия поэзии. «Чужой» же, наоборот, может и вовсе отбить охоту к чтению. Любопытно, что отвечая на вопрос из зала о том, какова, по его мнению. роль критики, Виталий Кальпиди сказал о том, что «поэт создаёт смыслы, но он не волен производить среду, где эти смыслы раскрываются до конца. Это задача критики»
То есть, критике в данном случае отводится не служебная, а вполне самостоятельная роль. (Вопрос лишь в соответствии этой роли реальному положению дел). Сами стихи Виталия Кальпиди прозвучали в сжатой, энергичной манере - это были, в основном, стихи из цикла «В раю отдыхают от бога». Затем - показан фильм о творчестве В. Кальпиди, песни и видеоклипы на его стихи. И в ответах, и в стихах – ирония, но та, о которой сам поэт пишет так: «ирония, претворяясь всезнайством, на самом деле – всего лишь обморок, куда постепенно падает стесняющаяся сама себя сентиментальность.» В его новой книге «Избранное», вышедшей в издательстве Марины Волковой, главы и циклы оттенены авторскими ремарками, как и почему писались стихотворения – своего рода наблюдения за самим собой. Например. такие : «единственный способ для художника добыть строительный материал для последующей работы – это разрушение им созданного» В эту новую книгу вошли стихотворения 1973-2014 годов из десяти ранее изданных книг.
Между тем, фестивальные события продолжались. В этом году на презентации литературных изданий преобладали самарцы. Журнал «Черные дыры букв» представила Елена Богатырева, Ольга Соколова рассказала о проектах портала СлоВолга. журнал «Литсреда» представили Андрей Савкин и Роман Самсонов, «Белый человек» – Сергей Рутинов. Номера альманаха "Графит" привез из Тольятти Сергей Сумин.
Вечером 15 апреля в культовом месте Саратова – музыкальном кабаре «Honky Tonk» прошел поэтический СЛЭМ, в котором приняли участие поэты из Саратова, Уфы, Санкт-Петербурга и Самары. Особеностью СЛЭМа было то, что каждый из участников читал не свои, а чужие стихи, при этом имя автора до поры до времени держалось в тайне. Нередко чтение "чужим голосом" неузнаваемо меняло стихотворение, во всяком случае, это освежало восприятие и придавало стихам новые неожиданные смыслы. Особенно инересным было исполнение Даниэль Васильевой стихов Михаила Богатова, Анатолия Айдарова стихов Юрия Щёкотова, а также - Галарины Ефремовой в исполнении Юрия Щёкотова
В последний вечер фестиваля, перед заключительными поэтическими чтениями, в «Honky Tonk» выступил поэт и прозаик Анатолий Рясов с презентацией новой книги «Сырое слово»
В этом году у саратовского фестиваля «Центр весны» - юбилей, это уже десятый по счету фестиваль, с чем мы и поздравляем его бессменного организатора, доцента кафедры теоретической и социальной философии факультета философии и психологии Саратовского государственного университета (и человека-оркестра) Михаила Богатова.
Любимый читателями журнал «Волга» был представлен редактором отдела поэзии. поэтом Алексеем Александровым. В фестивале принял участие поэт из Санкт-Петербурга Валерий Земских, а также поэты из Уфы, Тольятти, Вологды, Пензы, Виноградово, Новосибирска и других городов.
- Начало
- Новые