• /
  • Фестиваль "Слова и тропы": автопортрет пейзажа

Фестиваль "Слова и тропы": автопортрет пейзажа

 

26 и 27 августа в Ширяево пройдёт фестиваль ландшафтной поэзии Слова и тропы. Это – первый опыт такого рода, и уже сейчас под эгидой фестиваля происходит много интересных событий. Фестиваль курируют Ольга Соколова и Елена Богатырева, координатор - Катя Сим.

О том, каким будет Первый фестиваль ландшафтной поэзии рассказывает  редактор портала СлоВолга и куратор Ольга Соколова  в беседе с координатором «Слов и троп» по информационным вопросам  Валерией Симаковой.

 

Валерия Симакова: Предполагается, что фестиваль станет общей площадкой для разных поэтических школ. Как это будет  реально происходить на практике?

Ольга Соколова  Я думаю,  что  именно непохожесть на другого позволяет обнаружить неповторимость собственного «я». Если провести аналогии с лесом -   дуб есть благодаря вязу, а поэт  X благодаря поэту Y.  В однородной среде идентифицировать себя сложнее.

Правда, лучший способ не услышать другого – это навесить на него ярлык графомана. Увы, поэты плохо уживаются друг с другом, хотя стихи в любом случае пишутся не для себя. Однако, хотелось бы надеяться, что фестиваль станет нейтральной площадкой для всех.

В.С. Получается, что фестиваль – это возможность заявить о себе самым разным поэтам, музыкантам и художникам.  А как происходит отбор участников?


О.С. Участники  предварительно присылают на почту фестиваля свои  заявки, где  рассказывают о себе и прилагают стихи,  а музыканты – аудиозаписи. Всё это мы коллегиально прослушиваем и прочитываем, и принимаем соответствующее решение по каждому участнику.

В.С.  Какова концепция фестиваля?

О.С. В анонсе фестиваля мы манифестируем, что «его участники обнаружат следы неявных значений в тропах гор, холмов и равнин, проложат свои поэтические тропы, , создадут поэтическую мифологию места». Причем, «слова и тропы» - это не просто фигура речи, мы  предполагаем, что наше путешествие по тропам, проложенным вдоль берега, у развилки Лесной Сони,  по лощине Семёнова оврага или  по равнине за Поповой горой действительно позволит обнаружить те тропы, по которым мы отправимся  в поисках новых слов,  причем «троп» уже в значении  риторической фигуры.

В.С. Каким образом на фестивале будет присутствовать французская тема, ведь СлоВолга уделяет особое внимание русско-французским поэтическим проектам?

О.С. У фестиваля есть французский аналог - «Moi les mot» ,который проходит в городке Landivisiau под Парижем и собирает более тысячи человек (этот фестиваль стал особенно успешным после того. как  его поддержала ассоциация Le Printemps des Poètes). Впрочем, мы не дублируем этот фестиваль, у нас свой, ни на кого не похожий формат, просто есть идеи, которые всех объединяют, ведь поэты более созвучны реке или облаку нежели асфальту и бетону.

И мне кажется, то, что у фестиваля есть определённый формат, который уже  сейчас оказался действенным -  пять од альпийскому жуку (причем каждая – на свой лад)  говорит в пользу этого непреложного факта.

Фестиваль  - место,  которое предполагает не только внешний, но и внутренний простор, ведь игра, в том числе и литературная – это свобода ума и воображения. Но эта свобода не исключает того, что сами условия игры должны быть достаточно жёстко очерчены, иначе игра превращается в гвалт и неразбериху

Правда, само понятие «игра» подверглось жесточайшей эксплуатации со стороны  разного рода менеджеров и  технологов, и, дабы  вернуть человека в то состояние бескорыстной игры, которое было в детстве, необходимо избегать общих мест,  предсказуемых ситуаций -  всего, что порождает ответную школярскую реакцию. Собственно говоря, в старые добрые времена обновление сознания достигалось путём инициации, хотя духовные учителя Востока добивались нужного эффекта достаточно простым способом -  в ход шла бамбуковая палка. В наших палестинах существуют свои давние традиции, но хочу сразу предупредить, что употребление «огненной воды» для достижения состояния просветления – исключено. По крайней мере, в течение двух  дней фестиваля.

В.С. А  что делать человеку, который не пишет стихов и не музицирует, но тоже хочет поучаствовать в фестивале?

Фестиваль рассчитан не только на поэтов, но и на тех, кто любит  поэзию и читает стихи. Причем, такие профессиональные читатели тоже станут активными участниками событий. Ведь автор невозможен без читателя, а  настоящий читатель – это, по сути. соавтор стихотворения.

Кстати,  один из предполагаемых «следов»  фестиваля «Слова и тропы» - «травяные письма» - это ничто иное,  как послания идеальному читателю.

Собственно говоря – игра это не столько задание, сколько условие освобождения тех творческих возможностей, которые есть в каждом из нас.

И,  в то время как город, с его жестким излучением, выхолащивает эту творческую  энергию или придаёт ей зловещий оттенок, природа эту энергию возвращает. И самое лучшее,  что может отразить  «внутренне зеркало» участника фестиваля – это автопортрет окружающего пейзажа. До полного исчезновения себя. Ну, если уж  не удастся до полного, то хотя бы  «исчезнуть» на некоторые мгновения.

Потому что когда так происходит,  освобождается энергия, проявляется то, что пряталось в подсознании, и  обнаружило себя. Но, так или иначе,  стихи – главное, поскольку, как говорят во Франции -  «поэзия – сердце искусств». То есть, другие виды искусств – та же поэзия, но более опосредованная.


В.С.:  Есть ли у фестиваля  практическая задача?

О.С.:  Строго говоря, цель фестиваля – обнаружение новых поэтических возможностей  и способов предъявления текста, в условиях, когда топонимы являются частью поэтического  действия. Результатом же должны стать  новые стихи  и творческие работы его участников. Да и те люди, которые приехали на фестиваль послушать стихи  -  они тоже станут  приобщены к поэтической кухне.

Хотя уже сейчас, на предварительном этапе,  фестиваль даёт возможность попробовать что-то новое. Вряд ли кто-либо из участников  фестиваля предполагал в  ближайшее время писать оды! И всё-таки – они появились. Авторы этих од – доктор филологических наук, поэт и музыкант  Александр Бубнов – гость нашего фестиваля из Курска,  а также поэты Ева Ермакова, Роман Ненашев, Катя Сим, Александр Фральцов.  Благодаря страничке В Контакте (раздел которой – «Стихи на песке» ведёт Наталья Седенкова), появились новые трёхстишия  (хайку) участников фестиваля

Кроме того,  интерактивные страницы  фестиваля  ВК и в Фейсбуке,  почти каждый день в течение месяца   пополнялись  новыми  публикациями, а также материалами, рассказывающими о Жигулёвском заповеднике и его эндемиках.

Но впереди – самое интересное! «Стихи на песке», «травяные письма»,  «обряд посвящения»,  встреча на главной сцене, и, наконец, костёр Рыжей Совы, который будет разожжен у Дома Ветра.

 

 

 

 

Комментировать