• /
  • Интонационная теория стиха

Интонационная теория стиха

Книга филолога и литературоведа Е.В.Невзглядовой «Интонационная теория стиха» адресована тем, кто пишет стихи или является профессиональным читателем. В ней автор показывает, чем отличаются друг от друга проза и поэзия, как два вида словесного искусства. Е.В.Невзглядова обращает внимание на определяющий признак стиха – способность фиксировать в письме интонации устной речи, недоступные непосредственному выражению в прозе. Ведь стихотворение – это не сообщение и не текст, оно в большей степени говорение. Но почему стихотворение способно фиксировать устную речь, на что это влияет? Давайте возьмем, для простоты понимания, знаменитое пушкинское стихотворение «Я вас любил»…
Из стихотворения выходит, что любовь лирического героя уже в прошлом - он любил, хотя любовь, быть может, и не совсем угасла. Но интонация стихотворения говорит совсем о другом:
Я вас любил: V любовь ещё, быть может V
В душе моей угасла не совсем V
Эти паузы (V) и дают нам понять, что же происходит на самом деле - сбивчивое дыхание говорящего, его волнение - противоречит словам об ушедшей любви. Нет, говорящий любит сейчас, и его волнение свидетельствует об этом. Пауза (вдох) - приводит к семантическому сдвигу высказывания. И за счет этого мы «слышим» слова поэта, ведь модуляция, интонирование свойственны именно голосу.
Поэтому и строка
Я вас любил V так искренно V так нежно V
замирающая от паузы к паузе, позволяет читателю понимать, что речь идет не об ушедшей, а о сегодняшней любви, и что никакой «другой» на самом деле не способен на ту искренность и нежность, о которой здесь говорится.
Таким образом, пауза накапливает, сгущает эмоцию и сдвигает семантику стихотворения, которое мы читаем. Она сообщается в интонацию, свойственную голосу, и тем самым позволяет нам понять всю сложность и неоднозначность переживаемых поэтом чувств. Борьба монотонии и фразовой интонации создает структуру, благодаря которой поэтический текст способен выразить сколь угодно сложные способы восприятия действительности. В этом смысле стихотворение обладает гораздо более универсальными возможностями, чем прозаический текст. Ключевую роль здесь играет интонация, которая превращает письмо – в говорение. В этом, кратко, заключается смысл открытия, сделанного И.В.Невзглядовой. Но в книге, разумеется, эта тема раскрывается гораздо шире и полнее.

Комментировать