• /
  • Мистические фрагменты

Мистические фрагменты


Автор «Мистических фрагментов» - французский поэт, писатель и литературный критик Жерар де Нерваль (1808-1855 гг), чьё творчество занимает во французской литературе особое место.

Его стихи и проза содержат фрагменты видений и снов, которые Нерваль тщательно записывал, помещая затем эти записи в свои новеллы наряду с мифами, преданиями, упоминаниями о тайных учениях и древних религиях. Сновидения почти растворялись в этом пёстром, прихотливом повествовании.
Впрочем, и сама судьба Нерваля было двойственной , он тщательно оберегал свои тайны от посторонних глаз - и неразделённую любовь, и душевный недуг. Эта робкая жизнь оборвалась в одну из январских ночей, когда он вернулся из лечебницы. Но его имя несло в себе волнующую тайну, недаром Жорж Лембур, в своём эссе о поэзии, её тайной и стихийной силе, утверждал, что эта сила захлестнула и Жерара де Нерваля … он повесился на газовом фонаре парижской улицы, «как на огромной лестнице Бога»
Современники почти не вспоминали о Нервале. Лишь к началу ХХ века его эксперименты с видениями и снами, обратили на себя внимание сюрреалистов, практиковавших гипнотические сеансы с целью высвобождения подсознательного. Так или иначе, в начале прошлого века стихи и проза Нерваля обрели вторую жизнь. Поэтика Нерваля открыла дорогу важнейшим художественным направлениям – символизму и сюрреализму. Его "романтический историзм" проявился в попытке уравновесить живую и непосредственную трактовку древних мифов и преданий с господствующими во французском обществе того времени моделями классицизма. При этом осколки цивилизаций прошлого, тщательно восстанавливаемые «археологическими» усилиями ученых-позитивистов «немецкого склада» в произведениях Нерваля вновь оживают, обретая утраченный магнетизм.
Впрочем, подобное восприятие культуры, отсылающее к традиции герметизма, представляет собой парадокс, когда за высказыванием множества вещей таится единственное, о котором не дано ничего знать.
Однако читатели, пытающиеся отыскать смысловые соответствия в многочисленных реминисценциях, намёках и ассоциациях - будут разочарованы, поскольку содержательность текстов этого писателя - в самой их форме, приключениях мысли.
Так или иначе, Нерваль испытывал культуру, пытаясь освободить её от привычных контекстов. Отчасти этим испытанием можно было бы считать и его последний шаг в пустоту.
Именно Жерар де Нерваль явился первооткрывателем невесомости, пустотности, без которых невозможна магия культуры.

О.Соколова

Комментировать