Поэзия в поисках центра

 

Саратовский фестиваль «Центр весны» и способы обнаружения иных поэтических центров

Беседа редактора портала СлоВолга Ольги Соколовой с координатором проекта «Литсреда»*  Андреем Савкиным

О.С.:Самарское землячество уже не в первый раз оказывается активным участником саратовского фестиваля «Центр весны». В этом году, по итогам соревновательной слэмовой части фестиваля, все три призовых места оказались именно у самарцев*. Самара и Саратов – города, где происходит много литературных событий, и всё же – насколько отличается поэтическая среда Саратова от Самары?

А.С.: Сразу следует оговориться, что, несмотря на частые приезды к саратовским поэтам последние года четыре, я остаюсь гостем и могу говорить только о той стороне литературной жизни, которую знаю. Я достаточно хорошо успел узнать фестивали и фестивальный круг людей – круг Михаила Богатова. Особенностей этого круга две: первая – непринуждённое качество, вторая – непревзойдённая легкость. Один из гостей прошедшего XI фестиваля "Центр Весны" назвал его самым рок-н-ролльным из поэтических фестивалей, и я, по опыту ряда других городских фестивалей, горячо эту характеристику поддерживаю. Фестиваль, как и многие из связанных и не связанных вечеров, проходят весело и бесшабашно, и сложное, глубокое, масштабное преподносится также легко и весело. от чего материал только выигрывает. Мы так в Самаре не умеем и не факт, что когда-либо научимся. Мы умеем серьёзно и скучно, либо с болью и надрывом. Саратов же – это подлинная античная симпозийность, настоящая философия и искусство над кратером с вином.

Источник и двигатель этой лёгкости – сам Михаил. Пока у нас не появится человека такого же склада, ничего похожего не будет.

Источник качества иной: отбор и работа, и в этом, несмотря на происходящее веселье, саратовцы серьёзны и строги и к себе, и к остальным. Участники фестиваля тщательно отбираются, нежелательные отсеиваются. В частности, поэтому и сложно сказать, что "на самом деле" происходит в саратовской литературной среде как таковой – кто-то, как Арвен и Елена Калякина, являются действующими или бывшими руководителями ЛитО, доходят отголоски слухов о каких-то свободных микрофонах и "других" вечерах, но более или менее доводится видеть один и тот же круг людей, и новые знакомые оказываются старыми участниками этого круга. Круг этот не делится на фракции. Он, при всём внутреннем разнообразии, целен. В этом отличие от самарской литературной среды: как можно судить по ограниченному опыту посещённых мероприятий, у нас значительно больше межфракционного взаимодействия, группы более выражены, и вместе с тем происходит значительно больше ссор. Самарская литсреда одновременно более открыта и более конфликтна, и, если верить отдельным саратовским поэтам, у нас больше активности: для этих отдельных поэтов помимо Центров Весны (апрель), Декабрьских чтений и Литературных сред Юрия Щёкотова (раз в месяц-два) ничего не происходит. Хотя и известно об упомянутой "другой" саратовской активности, но она всегда остаётся за кадром.

В целом, именно так: отличающими свойствами являются лёгкость, а также качество и замкнутость, и два последних свойства поддерживают друг друга.

О.С.:Некоторые участники литературного процесса полагают, что, если подлинное поэтическое новаторство где-либо и существует, то никак не в региональной системе координат. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Пожалуй, соглашусь с неприменимостью региональной системы координат. Не в столице дело и не в "провинции". В Екатеринбурге много своеобразных и сильных авторов, в Москве и Питере полным-полно кружков начинающих, да так и не начавших поэтов, гораздо худших, чем их самарские аналоги. Интернет снимает последние возможности для разграничения, но всё ещё можно сказать, что сильная среда порождает сильных авторов и наоборот.

В Пензе и Ульяновске каким-то чудом выживает до пяти "сильных", в Рязани и крупных уральских городах, да и в Самаре и в Тольятти, взятых, естественно, отдельно, счёт доходит до одного-двух десятков. Чем беднее среда, тем сложнее автору появляться и существовать.

Теперь о новаторстве. Сложный вопрос. Не думаю, что вопрос о новаторстве, о создании действительно новых форм, имеет смысл поднимать в текущее десятилетие. Было несколько периодов активного поиска, последний закончился в девяностых; сейчас, как мне представляется, скорее идёт процесс "инвентаризации", методический хаос, и более или менее, подобий Полозковой, подобий Лукомникова и подобий Строцева можно отыскать в большинстве городов. Не могу сказать, отчего так происходит, но вне школ и географических границ, процесс везде, насколько удаётся судить, идёт параллельно, местное своеобразие имеется, но в малой степени.

В отношении того, где новаторство может существовать сейчас – с учётом глобальной коммуникации, оно может существовать везде. Но в столицах, в силу спроса и предложения, с меньшей вероятностью.

О.С.: Да, вы правы, поэт не возникает в пустоте, и качество его стихов не может не быть связано с качеством литературной среды. Так или иначе, молодому поэту важно попасть именно в такую среду, которая позволит опознать уникальность его голоса, если таковая действительно существует. Другое дело, как это происходит на практике. В этом смысле вслушивание в голос поэта, обнаружение его  имени, как Имени -  интересный опыт, предлагаемый авторами РПР.  И транслирование этого опыта – имею в виду дайджест-версию анонимных поэтов, опубликованную в последнем номере «Литсреды» - своеобразный «тест» на опознавание поэтического голоса,  как такового, ситуация резонансного восприятия его тембра.

А.С.: Скорее, среда может его накормить опытом и общением. Это важнее для любого автора. Любая литературная среда – закрытый котелок, питающий сам себя; уникальность чьего-либо голоса – это уже дело внешнего потребителя. Лично я скорее воспринимаю

"Антологию анонимной поэзии" в частности и проект РПР в целом как попытку вернуться к стихам как таковым. Такая задача у них тоже проговаривалась и стоит, и попытка, на мой взгляд, прошла вполне успешно; первый том – собрание неплохих текстов, оторванных от "мешающих" лиц, второй – собрание неплохих операций, которые над ними проводились исследователями. Опознавание авторского голоса – это как раз необязательная часть, отдельная игра внутри игры.

О.С.: Хочу уточнить – я имела в виду не узнавание стихов  конкретного автора, а восприятие  тембра звучания авторского голоса  в ситуации анонимности.

 

О.С.: Каковы, по –вашему перспективы региональной поэзии, в данном случае – Самары? В общероссийском и шире - европейском контексте?

Существовать, иногда сверкать, и, бог даст, не быть до конца забытой. Иногда становится грустно и тошно, когда думаешь, как много уникальных текстов уникальных людей уходит в никуда, и сколько их уже ушло. Но таков процесс; что именно будет извлечено из забытья, решает случайность. О том, чтобы задавать тренды, речи не идёт. Задача скромнее: быть и продолжаться. Включение живых авторов в межгородское, межрегиональное и международное общение придаёт чуть больше смысла их занятию, и знакомит их с новыми контекстами.

В отношении качества, самарская поэзия вполне достойно может себя представить и представляет в общероссийском контексте. Что и как происходит с европейским, сказать, естественно, не могу, кроме того, что проблема языкового барьера и перевода вполне очевидна.

О.С. : «Раскрутить» провинциала гораздо сложнее, чем москвича, а зачастую и невозможнее. Есть известная пословица: «Гений рождается в провинции, и умирает в Париже». Так ли это?

А.С. По-разному, естественно. Алексей Колчев жил и умер в Рязани. Юрий Орлицкий с девяностых живёт и работает в Москве и, бог даст, ещё долго этим будет заниматься. Судьба автора определяется обстоятельствами. Многое ли "раскрутка" решает в качестве текстов, насколько это касается непосредственно нас, и что и зачем это - столица? Ну, Арбат, Нескучный, есть места с неплохим кофе. Это тоже личный выбор, как питерские и московские медийные ребята, Арчет, Стефания и прочие. Стиль жизни (кстати, большая часть их, столичных-эстрадных, регулярно пускается в туры по стране). Конечно, хотелось бы, чтобы в каждом городе были свои трегеры, которые могут если не обратить всеобщее внимание на местных "гениев", то хотя бы не дать им пропасть и вывести их к какому-то более широкому контакту, если они не пришли к нему ещё сами. А здесь можно процитировать Всеволода Некрасова, из стихотворения о "великом и могучем": "в общем / чем смогу - / помогу".

Всё то, что делается в столицах, может делаться и на местах. Оставаться в контакте с авторами из любых городов можно, и не покидая – или изредка покидая – родной город.

О.С.: Да, вот именно «столично-эстрадные туры». И здесь, я думаю, стоит уточнить, что подобный «эстрадный вариант», когда известное имя – не более, чем pr-ход, результат использования информационных технологий, в большей степени имеет отношение к коммерции, нежели к поэзии. Важно другое - попадание молодого поэта именно в профессиональную среду.

По-всякому. Для иных поэтов это может стать важным, для других наоборот будет мешать свободному голосу, что-то, что придётся изживать. Опять же, творческие пути складывается по-разному, и я вполне понимаю, чем хороши и своеобразны те же Арчет и Арсений Молчанов, или Таганский фронт – при всех их недостатках. Профессиональная среда – только одна из сред, а для здорового процесса необходимы все, необходим выбор и возможность сравнивать.

О.С.: Зачастую наше восприятие жизни оказывается консервативнее, чем она сама – то есть, неординарным событиям не находится места не столько в реальной жизни, сколько в сознании людей.

А.С.:Безусловно) случайности прекрасны, и маленьких и красивых случайностей множество в каждом дне. Любое может быть частью какой-то удачной и красивой мозаики. Но эта тема немного в стороне от нашего основного обсуждения.

О.С.: Ваш комментарий,  на самом деле,  имеет отношение к поэтическому самочувствию. Но я имела в виду несколько другое - ситуацию, когда поэтическое сообщество не готово распознавать «неординарные события» - те же талантливые стихи, как нечто принципиально новое,  воспринимать их в таком качестве. То есть, среда оказывается слишком консервативна. Хотя в философском контексте новое – то, чего никогда не было. А понять можно только то, что уже было, другими словами, новое не всегда доступно для восприятия. В этом смысле талантливые поэты опережают время, и могут остаться неизвестными именно по этой причине.

А.С.: Принципиально нового за всю практику не встречал. Есть индивидуальное; в остальном же, всё так или иначе обыгрывает уже известные практики. Хороший поэт, или, вернее, поэт как таковой, по моему убеждению – это автор, который нашёл собственный язык, пусть похожий на кого-то, но индивидуальный. Это хорошо заметно. И это обязательный процесс.


О.С. Мир, с тем главным, что он в себе несёт -  любовь, смерть, Бог  - и в самом деле не меняется. Но, переживая его,  как ВСЁ, появляется стихотворение, которое не зависит ни от старины, ни от новизны.

О.С.: За последние годы в Самаре появились новые литературные журналы, интернет-порталы – что, безусловно, является позитивной тенденцией. Однако, по большому счету, интеграции между ними не происходит. Хотя, на мой взгляд, каждое из них занимает свою нишу, не являясь конкурентом другому. Более того - все вместе они, напротив, обогащают самарский литературный ландшафт. Тем не менее, издания продолжают существовать автономно друг от друга.

Сказывается привычка к стереотипному восприятию положения вещей? Или, может быть, свойственная самарцам настороженность? Что-то ещё?

А.С.: Думаю, как вы и сказали, дело в том, что они не дублируют друг друга, а друг друга дополняют. Есть разница форматов, подходов, взглядов. Какова альтернатива автономности, в чём может заключаться интеграция? Можно ли себе представить слияние "Чёрных дыр" и "Молодёжной волны"? Или "Литсреды" и сайта "Цирк Олимп + TV"? Я себе представляю только взаимодействие, которое и так происходит. Редакторы знают друг друга и более или менее часто общаются.

Если необходимо, привлекают друг друга к своим проектам в качестве участников. Чуть реже, чем хотелось бы, но достаточно часто. Слияние – прекращение чьего-то существования, победа какой-то одной точки зрения, или вредящий обеим позициям компромисс. Разнообразие и различие, будь это ЛитО или журналы, на мой взгляд, так же необходимы, как и диалог.

О.С.: Вы воспринимаете ситуацию именно таким образом, и с этим, конечно, нет смысла спорить, но я бы всё же внесла некоторое уточнение, поскольку внутренние противоречия здесь, действительно, на первый взгляд не заметны. Издания и в самом деле не дублируют друг друга, и ни о каком слиянии, конечно же, речи не идёт, суть вопроса заключалась не в этом. А в том, что самарские электронные или бумажные журналы, олицетворяющие собой ту или иную субкультуру, по большому счету, не особенно нуждаются друг в друге, поскольку внутри этих сообществ одни и те же люди воспроизводят один и тот же тип дискурса. И, даже манифестируя открытость, эти субкультуры остаются замкнуты на себе, поскольку другое – чаще всего понимается, как чужое. Иными словами, не происходит присвоения другого, превращения его в собственный опыт – я говорю, главным образом, о тенденции. Вот, допустим, выходит новый журнал, расходятся экземпляры. И воцаряется тишина. Ни рецензии, ни отклика, ни обсуждения, ни реплики, то есть никакой живой реакции (имею в виду реакцию вне сообществ, о которых – речь). Есть ощущение, что самарские литераторы друг друга «пролистывают», в лучшем случае - «просматривают по диагонали», причем, возникло оно далеко не вчера. И снижение качества письма связано с отсутствием обратной связи -  не возникает обнаружения нового себя, которым одаривает другой.  Происходит обратное – воспроизводство себя, не сообщающее ничего нового. Ведь замкнутая система и не может нести в себе ничего нового. Кстати, правильно воспринятая критика - это тоже своего рода обнаружение нового себя, но при условии, что внутри среды есть некие конвенциальные договорённости, наличие самой культуры критики и умение выстраивать диалог, не переходя на личности.

Но это положение вещей изменить достаточно трудно, хорошо уже то, что есть возможность говорить об этом. Так что беседа получилась содержательной.

А.С.:  Нет, обратная связь в среде циркулирует, правда, на уровне личных разговоров и личного опыта. Потребности в публичной дискуссии, действительно, нет – может, и не надо?

 

 

 

 *Журнал "Литсерда" выходит в Самаре с 2015 года.

 

*Призовые места поэтического слэма распределились между Андреем Савкиным. Любовью Глотовой и Катериной Сим.


 

Комментировать