• /
  • Свобода... для чего?

Свобода... для чего?

С первых же страниц, когда открываешь книгу Жоржа Бернаноса «Свобода…для чего?», выщедшую недавно в издательстве Ивана Лимбаха, охватывает ощущение узнавания – своих мыслей и чувств. Тех чувств, которые испытываешь, когда сталкиваешься с нерушимостью «коллективного мнения». И становится очевидным, что сомнения в «современности»и «актуальности» этого мнения, которые нет-нет да и охватят в моменты обостряющейся саморефлексии, вовсе не являются издержками автономного самочувствия, а  вполне объективными причинами того положения вещей, при котором, по выражению философа Валерия Подороги, время становится «дорогим продуктом». И если вы упрямо полагаете, что ваше время принадлежит только вам   -  значит, вы непоправимо «отстали от времени». От мира, который полон динамизма. Но если речь идёт о динамизме, то есть, движении – то о каком именно?

Как видно из книги Жоржа Бернаноса – в основе движения стоит собственно говоря, научная мысль, которая оправдана миллиардными затратами, а стало быть, финасово-промышленными корпорациями, многочисленными предприятиями, смежными учреждениями, и, наконец, всей индустрией в целом. То есть, мы имеем дело с Прогрессом, который движется, понятное дело, вперёд… однако эта, очевидная для каждого картина реальности как будто двоится… реален ли в ней сам человек?

Казалось бы, машины служат человеку, они всего лишь удобство. Но что, если цель и средства поменялись, и произошло это давно, гораздо раньше, чем была написана книга Жоржа Бернаноса, и сам человек давно стал средством для достижения цели – непрерывного воспроизводства машин?

А потому – чем менее «человеческого» остаётся в человеке, тем проще его сделать частью процесса потребления. Бернанос подводит к мысли, что тоталитарное общество – это вовсе не обязательно ГУЛАГ – тоталитарное общество – это когда человеку не оставлено ничего человеческого. При этом он превращается в «индустриальное насекомое» совершенно добровольно, не задумываясь над тем, что подмена подлинной реальности на мнимую происходит без его участия.

Бернанос утверждает, что самое страшное в этой «контрцивилизации», о которой идёт речь – именно подмена, когда научный прогресс выдаётся за движущую силу общества, созидание – за разрушение. По мысли писателя, осознать эту подмену может только человек, сохранивший свободу духа.

Любопытно, что книга, в основе которой лежат записи публичных лекций Жоржа Бернаноса на Женевских встречах и в Сорбонне написана спустя год после войны. По мнению Бернаноса, именно война выявила тот дух конформизма и соглашательства, который позволил состояться и Мюнхенскому сговору, и приходу во Франции к власти маршала Петена. Бойцы французского Сопротивления оказались в меньшинстве. Именно в такие времена стала очевидна роль государственной пропагандистской машины, способной манипулировать трусливым большинством. Автор полагает, что граница свободы пролегает дальше политических режимов, и события !940-1944 годов показали, как легко народ превращается в «массы». Однако, как считает Бернанос, именно Франция, не смотря на пережитое унижение, остаётся страной, способной нести в себе дух свободы, который невозможен в несвободном мире. «У меня нет права говорить от имени французов, - пишет Бернанос. – но, может быть, есть право говорить от имени некоторого – большего, чем принято думать – числа французов, похожих на меня, а я вовсе не стыжусь считать себя средним французом, мыслящим в русле традиций и духа старого народа, из которого вышел» По его мнению, «миллионы людей больше не верят цивилизации, которая считает себя воплощением научного мышления, а на деле представляет собой диктатуру разбушевавшейся техники, которую и сами ученые считают чрезвычайно опасной для человечества». Писатель последовательно рассматривает политические режимы и приходит к выводу, что любой из них в конце концов сводится к экономической диктатуре.

Жорж Бернанос подробно описывает причины возникновения «тоталитарного человека», совершает экскурс в историю, чтобы понять события, которые произошли на его глазах , подчеркивая, что он не историк, не экономист, а прежде всего писатель. Именно поэтому всё, о чем он говорит, перестаёт быть просто фактами  и обретает волнующую силу. Вот только одна небольшая цитата:

«Как полагает большинство, именно так и может быть достигнут воображаемый комфортабельный рай. Но, прежде чем наступит этот рай универсального комфорта для усовершенствованных животных, тоталитарный человек, скитаясь по духовной пустыне, умрёт от жажды, которую ему будет нечем утолить, разве что кровью себе подобных. И будут пить кровь, лакать её, точно суки, ибо исчерпали они источники воды живой. И будут умирать от жажды, жуя последние сгустки крови и припадая ухом к земле: услышать бы перед смертью шум подземных вод» - в этих строках Жорж Бернанос, автор романа «Под солнцем сатаны» остаётся верен себе.

Одно из последних эссе  книги, ,«Европейский дух и мир машин» заканчивается вопросом - вправе ли мы позволить современному миру попытку спастись за счет людей?

О.С.

P.S. Эссе и записи публичных выступлений  Жоржа Бернаноса были написаны  около 70 лет назад. Мне кажется, разговор поэта Сергея Соловьёва с философом Валерием Подорогой http://literratura.org/931-beseda-poeta-s-filosofom-petrushka-sovremennogo-iskusstva.html – попытка ответить на этот вопрос из сегодняшнего дня

Комментировать