Свое имя

Чтение предполагает тишину и уединённость, в которой читатель "забывает себя". Самозабвение - для чего? Забыть себя - недопустимо, непозволительно скромно для нескромного времени. Зачем брать в руки книгу, если можно написать свою? Армия "не-писателей" пополняет другую, состоящую из "не-читателей", и остаётся всё меньше людей, для которых пишутся книги. А в отсутствии читателей не появляются и подлинные авторы. Стоит ли говорить, насколько необходим настоящий читатель, тот, без которого невозможна никакая, самая гениальная книга. Читатель, возвращающий всё на свои места.

Мы забываем, что каждый читатель воссоздаёт написанное автором заново, он - его безымянный соавтор. Читатель безымянен, но быть безымянным - не значит не иметь имени, так же, как назваться каким-либо именем в соответствии с модой на "имена"- не отменяет безымянности.

Любой литературный шедевр, по большому счету, анонимен, имя автора над заголовком книги - условность, поскольку книга живёт и творится, когда её читают, и неважно, что автор - Нобелевский лауреат, а читатель - просто "добрый малый, как вы да я, да целый свет". Насколько книга хороша или плоха? Можно ли доверять тому, что о ней пишут? Попытка установить критерии возможна настолько, насколько возможны сами условия существования критериев. Любое настоящее творение продолжается во времени, и это движение неостановимо, не фиксируемо, невыводимо в однозначные "да" или "нет" - именно потому, что живое. А значит - подлинное, вновь и вновь осуществляемое в каждом из нас.

Великое измеряется именами, но величина великого содержит в себе каждое имя, становясь одним. Это Имя - мы сами, и сквозь слово мы прорастаем в этом Имени, как единственно своём.

О.С.

Комментировать