«Счастье»

Роман французского писателя Филиппа Делерма «Счастье» – это, по сути, попытка передать состояние, которое превышает слова. И тем не менее, эта попытка осуществлена — с помощью слов.

На протяжении всей книги Делерм повторяет, как заклинание «Я счастлив»...мы читаем о его доме в Нормандии, который стоит на самой безлюдной улице, о гостиной с облупившимися обоями, где нет камина, но есть водонагреватель, который отказывается гнать воду... и что же дальше? Вот солнечный день, начало осени, и окно, за которым сын играет в мяч, и жена склонила голову, задумалась о чём-то. Всё вроде бы обыкновенно, но Делерм переживает увиденное как откровение. Здесь и заключена загадка – о чём вообще пишет Делерм? Почему его книга под названием «Счастье», с подзаголовком «Картины и разговоры» способна быть достоверной, насколько она и в самом деле может представлять картину счастья? И что такое слова о счастье – чем они могут быть? Оптической иллюзией, обманувшей прикосновение, напрасной расточительностью красок промелькнувшего пейзажа? Сжатое пружиной отчаянных надежд, что оно может знать о себе? И сквозь эту напрасность – такие странные слова – «Я собираюсь рассказать вам о счастье». Что же здесь можно рассказать? Может быть, у Делерма есть свои заветные ключи, особые секреты? Первая глава называется «Триллер». Оказывается, эта книга именно триллер, кто бы мог подумать!

Потому что автора окружили, обложили со всех сторон, и даже «забившись глубоко в нору, он не уйдёт от опасности. На каждой странице его ждёт засада, ему будет угрожать смерть, неизличимая болезнь, авария на дороге, или попросту депрессия». Но он вооружен. У него достаточно боеприпасов. «Я не хочу ни панциря, ни забвения. Пусть легко пляшет на земле счастье, причиняющее боль, пусть каждый шаг будет безрассудным и рискованным на бесполезной проволоке». Делерм решительно не хочет быть счастливым в одиночку, он предлагает себя в попутчики по головокружительному маршруту под названием «Счастье» длиной в 120 страниц – немного, но и немало, если учесть, что слова о триллере – это тоже боеприпас, это вызов жанру, где рискуешь всем на свете, уповая на эти совершенно беззащитные, абсолютно безыскусные слова – «я счастлив». Он вновь радостно и доверчиво бросает эти слова – лови! Да ведь счастье – это мгновение, можно ли его удержать? «Я счастлив» - эти слова продолжаются, длятся, мгновение сменяется ещё одним, и ещё…время словно растягивается, пытаясь вместить в себя эти два коротких слова…и всё, что происходит дальше, все картины счастья – оказываются условием пребывания в этом «я счастлив», впрочем, и сами эти слова становятся свободными от самих себя, от всего, что связано с «я», о котором нам всё хорошо известно, туда, где этого «я», как части, больше не существует, оно превратилось в с-частье, в одно целое, в то, что не имеет названия и уходит ещё дальше слов.

Но если счастье — вне слов, как же передать его словами?

Делерм всякий раз словно старается переступить через эту невозможность: «Ты ничего не знаешь о днях, скользишь по проволоке, вдали ничего не разглядеть. Если посмотришь вниз — голова закружится, не смотри туда. Внизу все птицы коченеют, все люди берегутся. Ты забрался немного повыше, но счастье даётся нелегко...И каждый раз, как отважишься шагнуть, счастье оказывается рядом. Ты идёшь к самому себе, и конца у этой проволоки нет»

Делерм пишет и том, что поводов для счастья у всех одинаково много и одинаково мало.

И о том, что это вопрос отваги — решиться выбрать счастье.

Да, именно «выбрать», потому что счастье связано и с отчаянием, а значит, выбирать приходится вместе с ним, чтобы «хоть и раненому, но взлететь, и ничто ничего не перечёркивает».

Выбрать счастье, как благодарность, возвратив себе те миги, которые,как нам кажется, не содержат в себе счастья.

Выбрать его как свободу, «ведь мир — это зрелище, и счастье неисчислимо!»

Выбрать его так, как это сделал Делерм...ведь, в сущности, то, что значится в подзаголовке к роману «Счастье» - «картины и разговоры» так похоже на жизнь каждого из нас.


О.Соколова

Комментировать